Как подобрать тормозные диски? Простая инструкция и 6 основных признаков износа.

Про тормозную систему и диски в частности уже написана не одна сотня страниц якобы справочной информации. Кто-то рекомендует покупать адски дорогие брендовые диски, чья цена переваливает за сотни и тысячи долларов, кто-то всерьез разглагольствует о каких-то защитных покрытиях, за которые как правило принимает обычный транспортный грунт. В общем мифов и не особо достоверных слухов в этой сфере хватает (как впрочем и в любой другой, связанной с автозапчастями). Так что давайте вместе разбираться, как подобрать тормозные диски. А мой опыт в обслуживании автомобилей и торговле запчастями нам в этом поможет.

Содержание

Виды тормозных дисков

Как ни странно, но даже круглый кусок чугуна, который по сути представляет из себя диск может сильно удивить сложностью и технологичностью. Кстати, теперь уже и не только чугуна. Современные тормозные диски прозводятся как из различных сплавов на основе хрома, магния, ванадия, кобальта, там и из более экзотических материалов — карбона и керамики.

Но последние два  лишь относительно недавно покинули гоночный трэк и при всей массе своих достоинств (прочность, легкость,  устойчивость к высоким температурам) не нашли широкого применения. В основном ввиду высокой стоимости, а так же низкой пригодности к использованию при спокойной, размеренной езде. Но если ваша машина  набирает первую сотню километров в час меньше чем за 5 секунд и вы этим активно пользуетесь, то стоит присмотреться к карбон-керамическим тормозным дискам. Хотя вполне возможно, что они и так стоят у вас с конвейера.

Теперь давайте посмотрим, какие бывают тормозные диски по конструкции. Классификаций, как всегда, несколько.

Невентилируемые и вентилируемые тормозные диски. 

Здесь все просто. Диск представляет из себя либо цельную болванку (невентилируемый), либо две пластины, разделенные полостями особой конфигурации. Полости обеспечивают лучшее охлаждение диска за счет воздуха, проходящего по ним во время движения.

С перфорацией и без.

Фото спортивный тормозной диск

Все в одном: вентилируемый перфорированный составной тормозной диск

Перфорация на диске преследует 2 цели: дополнительная вентиляция и отвод газов. С первой все более-менее понятно. А вот то, что при торможении может образоваться газовая «подушка» известно не всем. Почему так происходит? Потому что диск нагревается, а вместе с ним нагревается воздух между колодкой и диском. Нагретый воздух расширяется, и это расширение способно препятствовать плотному прилеганию в тормозном механизме.

Перфорация решает эту проблему, хотя и имеет свои недостатки. В первую очередь, это снижение прочности тормозного диска, а так же более высокая стоимость. Есть и третья неприятность, выявленная мной на собственном опыте: при эксплуатации в городе сквозные отверстия на диске довольно быстро забиваются уличной грязью и пылью. Приходиться иногда прочищать их отверткой. Мелочь, а на нервы действует.

Перфорация может быть и не сквозная, а в виде разнообразных насечек и канавок. Такой подход не так снижает прочность, но и полезный эффект поменьше. Эдакий компромисс: когда и погонять хочется и на дачу с рассадой спокойно прокатиться.

Цельные и составные.

Цельный тормозной диск изготовлен из одного куска материала, как правило чугуна, соответственно он монолитен. А вот составной диск собирается из двух частей — ступицы и кольца, соединенных между собой болтами. Такая конструкция имеет свои преимущества: диск легче, лучше выдерживает высокую температуру, не так склонен к деформации. Но и цена кусается.

Основные параметры тормозного диска

Теперь давайте займемся техническим занудством. Если вам не интересно смотреть на схемы и разбираться, где какой диаметр, то можете сразу пролистать к концу раздела. Там я расскажу, почему обычному автовладельцу никогда не пригодится эта информация. Ну а если вы ступили на тернистый путь автотюнинга — изучайте внимательно.

Тормозной диск ATE размеры

Чертить было лень, взял чертеж из каталога ATE

В общем, перед вами чертеж тормозного диска с кучей размеров (кстати, это передний диск на Т5 Транспортер). Давайте разбираться.

A — диаметр диска, не попадете — диск не встанет в суппорт.

B, C — максимальная и минимальная толщина тормозного диска. Обратите внимание, что производитель рекомендует замену дисков уже после двух миллиметров выработки с каждой стороны.

D — высота тормозного диска. Опять же не угадаете — не подойдет к ступице колеса. Привет проставки.

 E — вылет разболтовки. Если честно, не знаю как правильно назвать этот размер. Можете предложить свой вариант в комментариях. То, что диск крепится к ступице болтами пояснять, надеюсь, не надо.

F(x) — количество отверстий под те самые болты. В данном случае 5, может быть 4 или 6.

G — диаметр центрального отвертия. Придется померить, чтобы диск налез на ось колеса.

H — внутренний диаметр ступицы. Обратите внимание: ступицы тормозного диска, а не колеса.

I — диаметр отверстия под болт.

Все понятно? Тогда вооружайтесь штангенциркулем и вперед, обмеривать свои диски! Шучу, не надо этого делать. И вот почему.

Если вы придете в обычный магазин автозапчастей и начнете перечислять описанные выше параметры единственное, что вы получите — удивленный взгляд запчастиста и просьбу предоставить vin-номер автомобиля. Так диски не подбираются, никто не будет носиться по складу с линейкой и микрометром в поисках нужной детали.

Подбору запчастей по vin-номеру я посвятил отдельную статью, если интересно можете почитать. В целом все сводится к тому, что существуют специальные каталоги, где описаны все автозапчасти, из которых собран тот или иной автомобиль, а вин-код — своеобразный ключ, который дает возможность попасть в тот раздел, где описана именно ваша машина. Могут возникнуть определенные сложности, если вы меняли тормозную систему (привет тюнерам). В таком случае выпишите себе на бумажку каталожные номера установленных деталей — это сильно облегчит вам жизнь, позволив самому проценивать запчасти в любом магазине, а не только в специализированных тюнинг-ателье, где цены как правило сильно завышены именно из-за незнания клиента.

Кстати, если хотите подобрать что-то, например тормозные диски, вы можете воспользоваться удобной формой vin-запроса на нашем сайте. Мы используем официальные дилерские каталоги и можем гарантировать точность подбора, что сэкономит вам время и деньги на поиске нужной автозапчасти.

Когда менять? 6 основных признаков

Стертый тормозной диск

До такого доводить точно не стоит. Зато хорошо видно устройство вентиляции.

Посторонние звуки. Изношенные тормозные механизмы начинают неприятно свистеть. Это срабатывает специальный звуковой индикатор, так называемый «свистунчик», расположенный на тормозной колодке. Появление свиста прямо говорит о том, что пора заняться обслуживанием тормозов. Следующая стадия — скрежет при торможении. Услышали его — срочно отправляйтесь в сервис. Кстати, свистунчик есть не на всех колодках. Некоторые производители не устанавливают его из экономии, другие надеются на электронные датчики износа, устанавливаемые на современные автомобили.

Вибрация. Во время торможения появляется неприятная вибрация на кузове или руле. Как правило это говорит о деформации тормозного диска, возникшей из-за перегрева. Если после замены ситуация повторилась, то стоит задуматься о покупке дисков с улучшенным охлаждением.

Увод автомобиля в сторону. На небольшой скорости отпустите руль и аккуратно затормозите. Желательно сделать это где-нибудь в безлюдном месте вне дорог общего пользования. Машина может уйти с прямой по двум причинам: неисправность тормозной системы (разные усилия на колесах) и неправильный сход-развал. Обратите внимание на оба пункта.

Увеличение тормозного пути. Тут без комментариев. Если автомобиль не тормозит при всем вашем желании, то явно что-то не так. Не создавайте опасности для себя и окружающих и отправляйтесь на станцию обслуживания.

«Ватная» педаль тормоза. Свободный ход педали увеличивается из-за уменьшения толщины тормозного диска.

Визуальный осмотр. Состояние тормозного диска можно оценить и на глаз. Во-первых, он должен быть гладким, без царапанных участков и борозд. Выработку можно определить наощупь. Диск стирается не по всей поверхности, с внешней стороны остается тонкий бортик (к слову это он и скрежещет о тормозной суппорт при сильном износе). Его можно нащупать пальцем. Вам пора задуматься о покупке нового комплекта тормозных дисков если бортик выступает над поверхностью диска более чем на пару миллиметров. Не забудьте только убедиться, что тормоза остыли прежде чем их щупать.

Проверенные производители

О проверенных брэндах я уже писал в статье Рейтинг производителей запчастей для иномарок 2018. Что обязательно нужно знать при выборе автозапчастей. Но не поленюсь повторить. Не стоит кидаться в крайности и покупать либо самые дорогие спортивные тормозные диски, либо, наоборот, дешевый аналог неизвестного происхождения. В первом случае вы, скорее всего, не сможете оценить все плюсы без соответствующей тормозной системы, ведь установленные на обычный городской автомобиль тормозные механизмы не раскроют весь потенциал дисков и колодок от именитого производителя. А во втором вы сильно рискуете, при чем не только в пустую потраченными деньгами на очередную замену быстро выработанных тормозных дисков, но и жизнью и здоровьем окружающих, да и своими тоже.

AkebonoSumitomo, ATE, Bosch, TRW, Girling, Otto Zimmermann, Brembo — все эти компании, ну и масса других, о которых писать лень, выпускают качественные тормозные диски и колодки в среднем ценовом сегменте. Их продукция используется многими автомибильными концернами, хорошо себя зарекомендовала и не вызывает нареканий.

Мифы и слухи

РжавчинаРжавчина — это плохо, разъедает диск, машина тормозить не будет, бла бла бла… Бред сивой кобылы. Так уж сложилось, что железо (а чугун, из которого производят тормозные диски, как ни удивительно, тоже сплав железа) ржавеет. Вот ржавеет и все тут, так уж природой заложено. Ржавчина на дисках — это норма (С) Елена Малышева. Продукты окисления снимаются во время первого же торможения одним проходом колодок.

Защитные покрытия. Ох, сколько страниц автомобильных форумов было исписано про какие-то чудодейственные защитные покрытия… В общем ситуация такова: абзацем выше я написал, что тормозные диски ржавеют. Беда в том, что ржаветь они начинают сразу, а не только после установки на машину. А клиент не хочет покупать диск в пятнах ржавчины, он хочет чистый и красивый. Вот и приходится производителям думать, как сохранить товарный вид, пока диски валяются где-то на складах. Варианта 4: краска, транспортный грунт, вощеная бумага и машинное масло. Вот первые два и принимают люди по незнанию за какую-то панацею от всех бед. Хотя и грунт, и краска стираются при первом же торможении. Да, они остаются на ступице и дольше сохраняют ее свежий вид, но это никак не связано с их предназначением. И на ржавую ступицу всем плевать, на эксплуатационные характеристики она никак не влияет.

Дорогие диски. «Поставлю на свою ласточку 90-го года выпуска с мотором в 0.8 литра самые лучшие спортивные диски и колодки, вот она тормозить будет!..» Не будет. Нет, будет конечно, но так же как и на нормальных дисках среднего ценового сегмента. Если хотите, чтобы машина останавливалась как от удара в бетонную стену, а вы теряли сознание от отрицательных перегрузок и осознания собственной крутизны, то займитесь полной заменой тормозной системы. Поменяйте тормозные цилиндры, поставьте армированные трубки, соответствующие многопоршневые суппорты. Вот тогда можно будет говорить о каком-то улучшенном торможении. В противном случае это просто выпендреж.

Заключение

В общем, вот и все, что я хотел рассказать о том, как подобрать тормозные диски. Как всегда, жду ваших комментариев с четким и внятным объяснением, почему я старый дурак. Ну и напоминаю, что в интернет-магазине Garage Autoparts вы можете приобрести любые тормозные диски и колодки. И муки выбора поможем облегчить.

До новых встреч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *